mcp

Поставки фармацевтических субстанций из Китая

Поставки фармацевтических субстанций из Китая: статьи компании Мегафарм

Авторы:

Руководитель отдела закупок ООО «Мегафарм», Васильева Ксения Александровна

Химик ООО «Мегафарм», Лебедева Екатерина Константиновна

Директор по развитию ООО «Мегафарм», к.б.н. Гавриков Алексей Валерьевич

Компания Мегафарм, отечественный дистрибьютер фармацевтических субстанций и вспомогательных веществ для производства ветеринарных препаратов, описывает вызовы, проблемы и задачи, с которыми специалисты компании столкнулись в 2024 году.

Ветеринарные лекарственные препараты не менее важны, чем медицинские. Препараты для домашних животных улучшают жизнь наших питомцев, а значит, способствуют улучшению нашего психологического здоровья. Препараты для сельскохозяйственных животных – один из столпов продовольственной безопасности государства, без гормонов воспроизводства, минеральных растворов, витаминов и антибиотиков невозможно получить здоровое поголовье, эффективную конверсию кормов, продукцию высокого качества – мяса, молока, яиц. Как и медицинские препараты, ветеринарные состоят из фармацевтических субстанций (веществ, обладающих терапевтическим действием), вспомогательных компонентов (веществ, обеспечивающих стабильность, физические, химические, терапевтические свойства лекарственной формы) и упаковки. В последние годы в связи с уходом с Российского рынка некоторых западных компаний, очень много отечественных производителей ветеринарных лекарственных препаратов осуществляют разработку и регистрацию новых препаратов. Так, за 2022 год зарегистрировано 67 новых отечественных ветеринарных препаратов (Государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения), за 2023 – уже 113 препаратов, а за первые полгода 2024 года – 87 препаратов [1].

С одной стороны, импортозамещение по ветеринарным препаратам идет семимильными шагами, с другой стороны, необходимо понимать, что большинство фармацевтических субстанций и вспомогательных веществ (от 80 до 98% по данным разных источников) для производства отечественных препаратов производятся вне Российской Федерации, преимущественно в Китае, Индии и Европе.

24.06.2024 ЕС принял 14 пакет санкций против России, который, помимо прочего, вводит экспортные ограничения в отношении компаний (часть из них из Китая, Казахстана, Киргизии, Турции и ОАЭ), которые, по версии Брюсселя, помогают России с поставками товаров и технологий двойного назначения. Всего санкции против нашей страны ввели ЕС, Великобритания, США, Япония, Южная Корея, Швейцария. Казалось бы, причем здесь «ультрадружественный» нам Китай? Давайте рассмотрим, как санкции разных стран повлияли на поставки фармацевтических субстанций и вспомогательного сырья.

На данный момент можно выделить несколько проблем, с которыми сталкиваются отечественные производители при заказе субстанций и вспомогательных веществ из Китая.

1. Китайская компания, которая еще вчера была надежным поставщиком, сегодня отказывается продавать товар в Россию. Менеджеры китайской компании в качестве причины называют изменение внутренней политики завода. Это может быть связано с тем, что китайский производитель имеет американских/европейских владельцев или же, что у компании большая часть клиентов из США или стран Европы, которые поддерживают санкции в отношении России. Эти клиенты могут оказывать давление на производителя, в результате чего китайский производитель, чтобы не потерять основных покупателей, принимает решение прекратить торговые отношения с Россией. В данном случае могут возникать лазейки для сотрудничества – как правило, китайский завод сам предлагает связаться с трейдером, который работает с Россией и может предложить клиенту необходимый товар.

Здесь необходимо вспомнить про требования надлежащей производственной практики, которые говорят, что производитель готовых лекарственных средств обязан использовать сырье только одобренных производителей [2], а также про требования законодательства [3] – производитель готовых лекарственных средств обязан использовать для производства фармацевтические субстанции только тех производителей, которые включены в реестры (указаны в регистрационном досье на лекарственный препарат). Т.е. отечественному производителю готовых лекарственных средств нужна фармацевтическая субстанция конкретного китайского производителя и именно сейчас.

Приходится, если есть возможность, брать товар через китайского трейдера, что, естественно, увеличивает стоимость сырья.

2. Китайский производитель фармацевтической субстанции имеет расчетный счет в банке, который:

- не принимает платежи от российских компаний;

- не принимает платежи за товар, который будет отправлен в Россию.

Наиболее часто встречающиеся ситуации, когда у китайского производителя открыт счет в одном или нескольких банках Китая, как минимум один из которых отказывает в проведении платежей от российских покупателей. Это возможно или из-за владельцев банка, аффилированных с США или Европой, или из-за проведения платежей в «недружественных» валютах, что приводит к подпаданию под контроль банка-корреспондента (например, JPMorgan Chase). Давление на банк чересчур велико, в результате чего у китайского подразделения нет другого выбора, кроме как заблокировать поступающий платеж.

При проверке поступающего платежа банк, как правило, запрашивает у поставщика следующие документы:

- контракт между покупателем и продавцом;

- счет (инвойс) на оплату с указанием товара, суммы платежа и условий поставки и оплаты;

- отгрузочные документы (авианакладная или коносамент);

- сертификат качества отгружаемого товара.

Любое упоминание России на стадии проверки платежа китайским банком или банком-корреспондентом приводит к блокировке платежа или возврату средств плательщику.

Кроме того банк запрашивает информацию о плательщике и грузополучателе, а также о конечном использованиии приобретаемого продукта. Чаще всего именно отгрузочные документы и информация о грузополучателе могут стать преградой для проведения платежа. Даже если оплата будет поступать с третьей стороны – банк с высокой вероятностью откажет в проведении операции, что связано с упоминанием России.

Так, например, из-за давления США и ЕС, один из крупнейших банков Китая, Bank of China отказался от проведения платежей Российских компаний.

Здесь необходимо понимать, что китайский производитель фармацевтической субстанции, так необходимой отечественному производителю, может иметь только один расчетный счет – долларовый счет в одном банке, а открытие новых счетов (юань/рубль) в этом же банке (при возможности) или в других банках – не рассматривает как необходимое. Или же не рассматривает в ближайшем будущем. Также необходимо отметить, что открытие счета в китайском банке – трудоемкий процесс, занимающий несколько месяцев. Помимо этого, никогда нельзя сказать заранее, пройдет ли платеж в новом банке или нет, а также сколько времени будет занимать проверка платежа банком – недели или месяцы, и не вернется ли платеж назад, плательщику, после проверки.

3. Отказ отечественных банков в проведении платежей.

При отправке платежа покупатель может столкнуться с тем, что Российский банк откажет в проведении оплаты по одной из следующей причин:

- банк не может провести оплату в определенной валюте (например, USD);

- оплата за товар, попадающий под санкции (товары с санкционным кодом ТН ВЭД).

Если про «определенную» валюту всем уже понятно – за последние месяцы все отечественные компании, занимающиеся ВЭД бегали от банка к банку в поисках тех, кто может переводить доллары в Китай, то с кодами ТН ВЭД необходимо пояснить. Несмотря на то, что санкции вводили США и ЕС, многие отечественные банки не принимали переводы за товары, находящиеся в санкционном списке. Официально, введенные против РФ торговые санкции не касались фармацевтической продукции. Но это касается только готовых лекарственных форм, группа 30 кодов ТН ВЭД – фармацевтическая продукция, а фармацевтические субстанции, относятся к группе 29 – органические химические соединения. Практически вся группа 29 под санкциями. Также и многие вспомогательные вещества, например, поливинилпирролидон, код ТН ВЭД 3905999010 (группа 39), который используют в качестве вспомогательного вещества в лекарственных формах в виде таблеток, порошков, растворов, попадает под санкции США [4].

4. Проблемы с оплатой через платежного агента.

Казалось бы, самый простой и очевидный способ оплаты: если платеж нельзя отправить из России, то можно отправить его с помощью другой страны. Это избавит от чрезмерного внимания к оплате, что должно привести к быстрому зачислению средств. Контракт заключается между российской компанией и китайской с указанием, что оплата может быть осуществлена третьей стороной. Однако и этот способ оплаты имеет свои недостатки:

- непроверенный источник – нет достоверных данных о компании, организующей оплату. В условиях постоянного ужесточения контроля за совершаемыми операциями появляется очень много новых организаций, обещающих «быстрое проведение платежей», однако история существования этих компаний сводится к нескольким дням и отсутствию достоверной информации о надежности подобных контрагентов. Следовательно, существуют высокие финансовые риски.

- долгий срок проведения платежа – нет понимания, как много времени займет оплата, т.к. третья страна еще не является гарантом 100%-го одобрения со стороны банка поставщика. При поступлении платежа банк запрашивает информацию о плательщике, которая может включать информацию о гражданстве акционеров фирмы и доле владения. Камнем преткновения может стать гражданство владельцев: если это гражданство РФ, тогда банк может отказать в проведении платежа. В любом случае, проверка платежа может занять продолжительное время.

- высокая стоимость – естественно, агент запрашивает оплату за проведение платежа. Как правило, это от 5 до 20% от суммы перевода. Для низкомаржинальных крупнотоннажных субстанций (например, окситетрациклина гидрохлорида, колистина сульфата, метронидазола) подобное увеличение стоимости критично.

5. Проблемы с оплатой через трейдеров третьих стран.

В целом, данная ситуация схожа с предыдущей. Разница в том, что заключаются контракты между российской компанией и трейдером и между трейдером и китайским поставщиком. Как правило, на этапе размещения заказа российский производитель осуществляет проверку надежности источника, поэтому риски работы с недобросовестным поставщиком существенно снижаются. Однако остаются те же проблемы со сроками проведения оплаты и с высокой стоимостью услуги.

Таким образом, возникает ситуация, когда отечественный производитель готовых лекарственных средств не может получить нужную фармацевтическую субстанцию конкретного одобренного производителя, указанного в регистрационном досье на лекарственный препарат, в запланированные сроки по привычной цене.

Хуже того, описанная проблематика не статична – ситуация с платежами меняется каждый месяц, каждую неделю. Те схемы, которые работали в июле, могут уже не работать в августе.

Помощь отечественным производителям могут оказать дистрибьютеры – команды высокопрофессиональных специалистов, обладающих обширными знаниями китайского рынка фармацевтических субстанций, международного законодательства в области финансов и логистики, знаниями в области химии и фармацевтики. Одна из таких команд – команда Мегафарм. Наши специалисты постоянно находят решения возникающих задач. Поставка необходимых Вам фармацевтических субстанций и вспомогательных веществ – это наша обычная работа, мы работаем с этим каждый день. Вносим свой вклад в обеспечении сырьевой безопасности Ваших производств.

Литература

1. Государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения, https://galen.vetrf.ru/#/registry/pharm/registry

2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 77 «Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза». П. 1.4, 4.14, 5.27-5.30, глава «Исходные материалы» (п.5.27-5.39), п.7.30 и 7.33 части II «Основные требования к активным фармацевтическим субстанциям, используемым в качестве исходных материалов». 

3. Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" № 61 от 12.04.2010, Ст. 45. Производство лекарственных средств, п.4.

4. «Коды, для которых требуется лицензия на экспорт, реэкспорт и передачу (внутри страны) в или в пределах России или Беларуси», Дополнение № 4 к Части 746 «Russian and Belarusian Industry Sector Sanctions», https://www.ecfr.gov/current/title-15/subtitle-B/chapter-VII/subchapter-C/part-746/appendix-Supplement%20No.%204%20to%20Part%20746

Читать статью